Базовые знания для проведения практического курса по фудсъемке
Исходя из целевой аудитории и снимаемого продукта я описал базовые рекомендации по сьемке инстаграмма и его сторис.
1.Где снимать - текстуры и реквизит.
От простого к сложному.
Простой фон.
На данном этапе проще всего начать с простых фонов. Это легко в восприятии - на простом фоне без текстуры хорошо видно сам продукт и его текстуру.
Я рекомендую снимать на простом светлом фоне (лучше взять кусок фанеры и выкрасить его в светло серый фон/ или взять ткань кремового цвета, но точно не белую), поскольку большинство выпечки гораздо темнее, чем светло-серый фон, и большинство выпечки имеет основной цвет - коричневый.
На фото цветной коктейль снят на простом фоне, со слабовыраженной текстурой.
2. Принцип контраста и знакомство с текстурным фоном.
На съемке можно выбрать темный фон. Подойдет старый советский или новый противень.
Для светлой выпечки/выпечки со слабой текстурой можно выбрать и крафтовую помятую бумагу (тот же пергамент для выпечки), но нужно быть внимательным - нужно по началу соблюдать принцип контраста не только в текстуре, но в цвете.
Рекомендуется снимать выпечку на контрастном цвете (будь то зеленый или синий, то есть на холодном цвете), и очень аккуратно снимать на красном.
Итого.
Сложную по текстуре выпечку снимаем на простом фоне.
Простую выпечку снимаем на сложном фоне.
Коричневую выпечку не снимаем на крафте или кремовом фоне, а принцип цветового контраста пока будет одним из главных принципов, наряду с принципом контраста.
3. Принцип добавления реквизита и рекомендации к реквизиту.
Добавляемый реквизит также подчиняется принципам цветового и текстурного контраста.
Однако, сам реквизит должен подчиняться какому-то сюжету.
Может быть нескольких видов:
1. Близок к общей кухонной тематике.
Например, классическое полотенчико или ваза с кухонными приборами, банка с кофе и т.д.;
2. Могут быть близко к процессу изготовления выпечки: -прихватка, - пиалка с ягодками, -щипцы пекарские и т.д.;
3. Реквизит, из ситуаций потребления выпечки: - на улице в виде аксессуаров для пикника, - на кухонном/гостевом столе - вазы с цветами, чайник с чашками и т.д.; - сама подствка под торт/выпечку и т.д.
На фото клетка выполняет функцию части фона, и он часто используется в фудфото, так как задает контраст по цвету и текстуре, акцентирует и выделяется круасан, но не перегружает картинку.
Добавление флоры также оживляет снимок. Работать с флористикой очень сложно на начальном этапе, поскольку будь-то рускус итальянский или фисташка имеет очень сложную текстуру, часто "шумит" на фото.
Итого. Сюжетный принцип реквизита чуть ли не главный классический принцип. Он оберегает от наваливания всего, что есть у фудфотографа, в кадр и заставляет каждый раз задуматься "а не херню ли я тут делаю".
2. Какой выбрать свет на площадке.
1. Обычная связка: свет из окна в контровой позиции.
Надо сказать, что контровый свет в фудфотографии - основной, поскольку мягко дает обьем и текстуру любому блюду, особенно если съемка идет сверху.
Если съемка идет под углом в 45 градусов, то тут часто возникают проблемы. С ними легко справляется второй источник света, вспомогательный - отражатель.
Самый оптимальный отражатель - круглый, 90см с серебристой поверхностью. Но можно и обойтись и зеркалом, и куском фанеры, выкрашенной в белый цвет или кусок белой простыни, в общем любой что отражает.
Если вы выбираете ракурс под 45 градусов, то сразу заметите что теней стало больше. С высветлением теней обычно справляется серебристый отражатель или зеркало.
На фото свет идет с окна, в ногах отражатель высветляет густые тени на фронатльной части торта.
На фото ниже видно, что контровый в связке с отражающим сделал прекрасный обьем выпечке разной формы.
2. Вторая классическая светосхема из окна и отражателя - вы просто меняете ракурс на ракурс сбоку относительно вашего обьекта, и ничего не трогаете на сьемочной площадке. Но тогда вы должны использовать вторую текстуру - "стену".
На фото справа - окно, слева отражатель.
И как правило, эта светосхема используется для сьемки выпечки обладающей какой-то высотой.
Торт и печеньки обычно не обладают какой то высотой для вертикальных фото
(по поводу формата кадра я думаю мы все понимаем, что для постов и сторис мы снимаем только вертикальные фото),
Поэтому из обычно ставят на подставку или выкладывают в столб.
Тут следует сказать о ракурсе съемки.
Принцип вкусного прочтения.
Ракурс подбирается под характер выпечки - на фото ниже, торты имеют самое вкусное сверху и сбоку, поэтому ракурс примерно под 45 градусов.
Принцип ракурса подразумевает показать самое вкусное, но чтобы объект съемки узнавался издалека по маленькому превью.
3. Какие настройки нужны в вашей камере.
На вашей камеры есть три параметра: выдержка, диафрагма и исо.
Если вы не знаете что все это такое, то в любом поисковике вы найдете что это такое и как они влияют друг на друга.
Кроме того, я рекомендую освоить инструкцию к фотоаппарату (которую также можно найти онлайн). Чтобы вы знали, за что отвечает каждая кнопка. Даже матерые фотографы иногда открывают для себя неожиданные функции своих камер.
1. Выдержка.
Выдержка при съемке еды обычно равна либо в полтора раза больше значения фокусного расстояния вашего обьектива. Если вы снимаете на 50мм, выдержка будет 1/50, и при отсутствии трясущихся рук, изображение не будет смазанным. Чаще перестраховываются и ставят 1/125 или 1/200.
Но в любом случае вы можете поставить камеру на штатив.
Если вы снимаете в высоком темпе и делаете очень много ракурсов, то рекоменду снимать с рук, и выставить 1/160 или 1/200.
Классическое фокусное расстояние и обьектив для сьемки еды это 85мм и больше.
Если вы снимаете на 50мм и камера у вас полнокадровая, рекомендую выставить на фотоаппарате кроп режим (APS режим). Тогда вы сразу будете снимать на 75мм, что уже хорошо.
Если у вас есть штатный обьектив, типа 28-70, то в режиме кроп он будет иметь фокусное 42-105мм.
Начиная с 75мм можно будет нормальную предметную композицию.
Итого. Выдержка примерно от 1/50 до 1/160.
Выдержка больше по значению, типа 1/1000 - немного излишне.
(Мы сейчас не говорим о съемке на улице, ведь на улице иногда бывает очень много света и обычно при исо 100 и нужной диафрагме, выдержка может достигать до 1/4000)
2. Диафрагма.
Диафрагма при съемке еды обычно подбирается под габариты обьекта и зависит от расстояния до обьекта.
Если на предыдущем кадре было достаточно дифрагмы 1.8 для неплохой четкости кадра (заметьте, в инсте не будет критично размытие дальних ягодок).
То при приближении камеры вы заметите, что при 1.8 картинка словно плывет, и поэтому часто при съемке деталек или текстуры еды спасает диафрагма в диапазон f4-5.6.
На фото справа я поставил диафрагму до f4, но кому то может это не понравится и он поставит вообще f8, чтобы торт бы в четкости до самых краев.
На практике в пасмурный день, если вы зажмете диафрагму на 4-5.6 заставит вас поднять исо до 800-1600.
Для инсты это не сильно критично, но вы должны знать, что более современные камеры выдают при таком исо картинку, которую можно вытянуть при обработке из тьмы.
Итого. Чем сильнее выделяется объект от фона, тем эффектнее акцент, и тем меньше значение диафрагмы мы ставим.
Рабочий диапазон - f1.8-2.8 при общих кадрах.
При съемке деталек - f4-5.6 и выше.
3. Исо.
Как я уже сказал, рабочее исо (у большинства камер даже 3 годичной давности выпуска) примерно 100-1600, у более поздних камер и 3200 и 6400.
Не стоит боятся высоких исо, особенно для инстаграм, потому что размер таких фото очень мал, шума никто не увидит.
На фото исо 1600. Да, в редакторе при приближении вы увидите цветной шум (особенно в тенях), и монохромный шум, который похож на зерно. Даже в этом случае вы можете его уменьшить, например в лайтруме, обычно это 40-50 единиц для обоих видов шумов.
Единственная опасность для размытого фона или однотонной цветного ватмана - это присутствие градиентовых участков - там где блик в чашке. Мелкие пятна и дефекты в фотошопе бывает довольно сложно убрать при исо 1600 и выше.
4. Основы композиции.
Сейчас построение композиции в условиях инсты очень сложная штука. Ведь съемка идет под сторис формат это 16:9, а формат для постов 5:4.
На практике, если снимать по умолчанию вертикальные фото с родным форматом 3:2 и при дальнейшей обрезке под сторис и посты вы будете замечать, что композиция чаще "распадается", обрезаются важные детальки, композиция становится куцей, становится меньше воздуха на фото и т.д.
Камеры Sony, к сожалению, обладают лишь функцией съемки только 16:9, и если снимать в этом формате постоянно месяцами, при обрезке фото композиция не сильно распадается. По этому на моей камере есть тоненькие наклейки на самом дисплее обозначающие формат 5:4 при включенном формате 16:9.
Далее при обработке это дает некоторую свободу при кадрировании и если вы завалили горизонт))
Итак, рассмотрим базовые правила композиции.
Основная группа правил композиции.
Группа классическая, перечень ее мы возьмем из инструмента "кадрирования" в фотошопе.
Все они гласят примерно располагать предмет сьемки в одной из точек пересечения линий, либо вдоль линий.
На фото справа сетка золотого сечения.
В камерах сони к сожаления есть только сетка "третей" (первое фото в галерее ниже), но эта сетка к счатью адаптируется под формат 16:9.
Алгоритм построения композиции.
1. Определим сколько у нас будет моделей и что мы хотим показать зрителю.
Например, у нас есть торт. Мы хотим показать целый торт и кусок, готовый к потреблению. 2 сюжета. Сделаем по одному кадру в каждом сюжете.
2. Мы выбираем примерно в какой точке сетки будет располагаться наша модель или группа моделей.
Если ракурс сбоку или под 45 градусов, то линия горизонта участвует в композиции, и вы регулируете ее либо: - она ровно посередине; - примерно отсекает 1/3 снизу или сверху;
Линия горизонта на фото справа примерно отсекает нижнюю треть.
Классическая центровая композиция - объект располагается примерно между 4 пересекающимися линиями.
3. Продолжаем строить сюжет. Он классический кухонный. Торт почти готов.
Есть сервировочное полотенце, но композиция будет куцей, и тогда добавляем ингредиентов: например ягодки, которые не попали на украшение.
Заметьте я добавил ягодки вместе с доской. Это элегантнее, чем просто разбрасывать их по фону, но делать это можно.
А кроме того, мы добавили ложку, которой ягодки добавляются на торт. Положение ложки обычно диагональное.
Второй сюжет.
1. По началу у вас будет мало реквизита, и часто можно выкрутится в построении композиции задвоением модели или добавить целое/часть модели.
В таком случае в ходу диагональный прием.
Кроме того, у вас есть небольшая история за счет добавления мелких деталей - тертого шоколада.
2. На практике, я добавляю мелкие детали в последнюю очередь.
3. Теперь прокрутите вверху и посмотрите на фото выше. На практике я добавляю реквизит, который протяженнее основной модели примерно в 2/3 раза либо примерно больше/меньше по размеру на 2/3 раза. На первом фото доска с ягодками меньше торта в 2 раза, а на фото справа торт на подставке больше нашего куска в 2 раза.
Этот пример добавления реквизита укладывается в правило золотой спирали.
Посмотрим на другие приемы комопзиции, которые сейчас в ходу. 4 фото и 4 разных фото.
1 фото. Поиграемся ракурсом. Ракурс снизу позволил добавить величия кофе) Заметьте как расположен источник света, и его размеры. 2 фото. Поиграемся паттерном, но в данном случае патерн превращен в хаос и размещен вокруг, но воздух вокруг нашей модели всегда должен быть в этом случае. 3 фото. Поиграемся не только с краем фона-стола, но и расположим стеклянный стакан перед обьективом. Заметьте, что на стакан должен светить свет, иначе блика не будет. 4 фото. Можно обойтись без фона текстуры, если вы достаточно открыли диафрагму, примерно на f1.8-2.8. На предыдущем фото фон абстрактен, но в этом, мы почти читаем тележку.
Реквизит.
Зритель должен понимать хоть какие то размеры модели.
Это решается добавлением известного по габаритам предмета.
Этими предметами может быть: - чайная ложка, вилка, нож; - телефон; - шариковая ручка; - наручные часы; - человеческие руки; - пленочный фотоаппарат и тд
Если в кадре например известные ягоды, то можно и не добавлять предметы-габариты.
5. Основы обработки.
Почти все фудфотографы обрабатывают фото в лайтруме, поскольку он очень удобный.
Главный принципы обработки фудфото - принцип натуральности и честности.
Для базовой обработки возьмем контрастное фото с жестким солнечным светом. Фото с мягким светом горазде легче обрабатывать.
Основные настройки вы видите справа, кроме баланса белого конечно (Temp и Tint), эти параметры вполне рабочие в пределах 10-20 единиц.
Алгоритм обработки выглядит так.
0. Основной способ кручения всех бегунков довольно прост - тяните бегунок на 20-30 единиц и смотрите что происходит с разными участками фото и в целом.
1. В первую очередь установим баланс белого. Белые, серые обьекты должны быть без цвета. Но старайтесь сделать аптечно правильный баланс белого, можно сделать его чуть теплее на 200-300 единиц вправо.
2. Бегунок Whites очень сильно влияет на контраст, поэтому с ним осторожнее.
3. Вкладка HSL при обработке фудфото мы обычно не трогаем. Но если вы хотите поэксперементировать, то дерзайте. В этом фото - бегунок Saturation в красном цвете пошел ягодам и подставке на пользу.
4. Все, можно экспортировать под интернет площадки.
Обычно у меня стоит вот такой пресет на экспорт.
План подготовки к МК:
1. Подготовить моделей для съемки: пускай это будут 7-9 печенек (можно взять овсяные, но лучше испечь) и торт (можно взять готовый, но лучше испечь). 2. Подготовить 2 фона: светлый и темный, размер фона примерно 80 на 80см. Можно купить цветные бумажные фоны. 3. Подготовить текстиль - светлый и темный без ярко выраженного рисунка. 4. Подготовить подходящий на ваш вкус тарелки и столовые приборы (и другой реквизит) подходящие к изготовлению моделей и ситуациям потребления. 5. Запланировать 2 часа съемок и наладить передачу фото с камеры на телефон/комп и сразу в телеграм.